Александра Пустырева: «Если ты оделась в Koss Koss, ты ощущаешь себя неотразимой. Настоящей боярыней».

Винтажные гобелены, пионеры и неваляшки, билибинские иллюстрации и «советский панк» — бренд Koss Koss, недавно отметивший 5-летие, превращает в стиль все то, что нам до боли знакомо и что живет в нас спустя поколения как часть ДНК. Это целый мир, который брендом описан как «космические просторы на постсоветском пространстве». Мы обсудили с создательницей Koss Koss Александрой Пустыревой, что еще можно найти на этих просторах и как из таких находок рождаются новые идеи и изделия. 

У Koss Koss в большинстве линеек и изделий заметны черты советской и постсоветской эстетики. Как она стала одной из ключевых для бренда? Какое значение она имеет именно для вас?

Постсоветская эстетика — это то, на чем я выросла. Родители и бабушка с дедом воспитывали меня на тех столпах жизни, на которых росли сами: на тех же сказках, фильмах, мультфильмах и принципах. Еще до рождения бренда, как молодому художнику, мне хотелось транслировать то, что я чувствую и понимаю сердцем. И, конечно, найти единомышленников, зрителей, с которыми мы будем на одной волне. Я хотела создать тот мирок, в котором мы будем общаться через визуальный язык. 

По съемкам Koss Koss и атмосфере на показе есть ощущение, что у вас эта эстетика ассоциируется с бунтарством. Так ли это и почему?

Да, однозначно! Это также неотъемлемая часть меня — бунт и разрушение рамок. Панк-культура — это часть моего отрочества, причем та часть, в которой формировалась осознанная личность. 

В некотором смысле все любители Koss Koss бунтари, ведь мы не хотим перечеркивать в себе тех самых детей, которые ждут и требуют перемен, верят в дружбу и любят сказки. 

Панк и бунтарство — это часть ДНК бренда, в последней коллекции это прослеживается как никогда. 

В ваших соцсетях мелькает понятие russian core. Как бы вы описали этот стиль?  

Отчасти мы стали частью зарождения этого течения еще в 2020 году. Тогда мы выпустили ряд Reels-роликов с этим названием, и парочка из них залетела, людям очень зашло. Тут все просто: «русское ядро» — это и есть основа, тот самый культурный код.   

Русская тема сейчас вообще очень популярна в моде. Как вы думаете, как грамотно ее использовать, чтобы это выглядело стильно, без фольклорных перегибов? 

Русская тема — это тренд. Я этому очень рада, потому что на российских дизайнеров постепенно перестают смотреть с опаской. Мы работаем с этой темой с первых дней Koss Koss, и мы не выбирали ее целенаправленно. Принцип был такой: делай то, что ты лучше всего знаешь и чувствуешь. Так и завелось.

Я советую смотреть вглубь своей души. Смотреть, читать, изучать. Не проходить по верхам, а копать глубже. У нас настолько огромная культура, что хватит на тысячи лет ее анализировать, синтезировать и вдохновляться. Чтобы не получался фольклорный перегиб, нужно всегда помнить, что мы хотим сказать.

Расскажите немного о новой коллекции «Кураж» — с «Жигулями», мальчиками-зайчиками и другими символичными отсылками. Какие мысли, воспоминания вдохновили вас на эти решения? 

На самом деле, каждый принт основан на реальных ситуациях или воспоминаниях. Например, мальчики-зайчики — это прообраз утренника в детском саду. Мой первый класс был совмещен с детским садом. И я помню, перед Новым годом был праздник, где мы, девочки, были снежинками, а мальчики — зайцами. Мне тоже хотелось быть зайцем. Так и родилась ассоциация.

Мой особенно любимый принт — «Жигули». Еще в дошкольном возрасте мы с бабушкой и дедушкой часто ездили на дачу на их белых «Жигулях» с мягкими сидениями, на фоне всегда играло Ретро FM, которое я страшно обожала. Помню момент, когда они покупали новенькую иномарку, а мне до слез было жалко «Жигули», которые хотят заменить. Я считала их частью семьи! 

Какие еще темы, культурные коды, символы вам хочется обыграть в своих коллекциях? 

Мы часто миксуем разные временные отрезки. К примеру, корсет — это суперисторический предмет гардероба, который я отнесла бы к екатерининской эпохе. А наши принты в большинстве своем выполнены в постсоветском настроении. 

Мне хотелось бы еще больше расширить временной и стилистический спектр культурного кода, синтезировать части истории друг с другом: так рождается новое. Да такое новое, что при взгляде на него возникает целый спектр ассоциаций. А ассоциации, основанные на ощущениях, — один из главных инструментов нашего бренда.

В какой-то момент Koss Koss начали называть брендом корсетов, и они действительно стали одной из визитных карточек марки. Как случился такой акцент на корсеты?  

Нас стали ассоциировать с корсетным брендом после коллаборации с Vogue Russia. Мы выпустили эксклюзивный гобеленовый корсет, который тогда «выстрелил». Вообще, многие люди, которые знакомы с нами с тех времен, часто пишут: «А ведь это вы “мама” корсетов России! До вас такого не было». Мне неловко это слышать, но в глубине души мне приятно то, как наш проект видят люди. 

Корсеты — это наша визитная карточка, потому что мы отчасти поменяли восприятие людей к ним. Теперь это не какая-то карнавальная или бельевая история, а новый предмет самовыражения в гардеробе (точнее — хорошо забытый старый, но в новейшей интерпретации).

Для многих это по-прежнему нетипичный предмет гардероба. Как стилизовать корсеты? Поделитесь своими советами.  

Дорогие! Носите корсеты с джинсами, брюками, юбками, на платьях, на бадлонах. 

Вообще с чем угодно. Корсет — это та вещь, которая придает уверенности. Внедряя его в самые повседневные сочетания, мы дарим себе ощущение «маленькой пятницы». Мне кажется, что корсет в будущем будет восприниматься в образе как хорошая сумка.

Какими вы видите героинь своих коллекций? Как представляете девушек и женщин, которые выбирают вашу одежду? 

У нашей одежды есть одно негласное правило: если ты оделась в Koss Koss, ты ощущаешь себя неотразимой. Настоящей боярыней. Часто я тестирую свои же изделия, примеряя их и отслеживая свои ощущения. Если внутреннего вау-эффекта не произошло, значит сыро. Надо дорабатывать или вовсе убирать эту модель.

Девушки и женщины, которые носят нашу одежду, — самых разных возрастов. Больше года назад для меня стало открытием то, что бренд носят не только не мои ровесницы и зумеры, но и девушки старше сорока — ровесницы моей мамы. Для меня это какое-то особое признание, потому что они точно выбирают Koss Koss не из-за трендов, а осознанно и по любви, внедряя в свою жизнь яркие вещи поверх уже выработанного стиля.

Среди наших покупательниц очень много творческих по натуре женщин: художниц, актрис, мастериц, преподавательниц, стилисток, журналисток. Портрет этих женщин очень смелый — и это вызывает трепет. Я всегда представляла и представляю себе наших героинь глубокими людьми, в меру эпатажными, уверенными в себе.

Есть ли у вашего бренда смелая мечта? Какая она?

Есть один принцип. Чтобы идти далеко и стремительно, нужно иметь огромную недосягаемую мечту (в душе я не считаю ее недосягаемой, но на данный момент жизни и обстоятельств так называю). Когда есть что-то такое огромное, у тебя всегда есть путеводная звезда. И путь к ней состоит из маленьких задач, мечт и целей. Я бы хотела, чтобы наш бренд вошел в историю отечественной моды, стал ее визитной карточкой. Чтобы при упоминании российских брендов, при представлении Koss Koss у людей возникало ощущение чего-то суперкрутого, чем можно гордиться на глобальном уровне.

Мы работали с культурным кодом до того, как это стало «модно». И для меня это важный аспект. Мы за тру-версию созидания. Я мечтаю быть одним из лучших представителей отечественной моды в мире. Красная мечта? Да! Но мечтать ведь надо о великом, правда?